Общественный транспорт Брюсселя — простой и интуитивно понятный. Стоит знать всего несколько особенностей, чтобы без проблем ориентироваться в городском метро, трамваях и автобусах.  

Начну с главного — общественный транспорт Брюсселя обслуживается двумя компаниями:

  • STIB-MIVB включает в себя: 4 линии метро, 18 трамвайных маршрутов, 51 автобусный + 11 ночных маршрутов.   
  • De Lijn — основной общественный транспорт Фландрии, в столице он не широко распространён.

У каждой компании свои правила и тарифы. К примеру, на автобусы De Lijn билет от STIB-MIVB не подойдёт. 

Я уже четвёртый год живу в Бельгии и автобусами De Lijn мне приходилось пользоваться от силы 5 раз. Если цель вашей поездки — посмотреть достопримечательности Брюсселя, тогда нужно ориентироваться на компанию STIB-MIVB.

Построить маршрут и посмотреть расписание можно на официальном сайте.

общественный транспорт Брюсселя

Метро Брюсселя

Сеть брюссельского метро состоит из 4 линий поездов: 

  • M1 — фиолетовая ветка Gare de l’Ouest — Stockel
  • M2 — оранжевая ветка Simonis — Elisabeth
  • M5 — жёлтая ветка Erasme — Herrmann-Debroux
  • M6 — синяя ветка Roi Baudouin — Elisabeth

Почти на каждой станции есть лифт, что очень удобно для инвалидов и семей с детьми в коляске.

В час пик метро загружено, но в остальное время вагоны практически пустые. По линии М1 ездят новые поездка. На других линиях как повезёт, бывают и старые вагоны. Но если говорить о метро Брюсселя в целом, то чаще всего это чистые не загруженные поезда.

Однако, есть несколько станций, которые я лично предпочитаю обходить стороной: Gare du Nord, Gare du Midi и De Brouckère. Там безопасно, но много бездомных. Отсюда грязь и вонь. Да и вообще, на впечатления сильно влияет район в котором вы остановитесь. Выбирая отель в Брюсселе, я бы рекомендовала ориентироваться на фиолетовую ветку М1 от станции Gare Centrale до Stockel или на жёлтую M5 от Gare Centrale до Herrmann-Debroux.

Метро Брюсселя

Цены и проездные MOBIB

  • Стоимость разовой поездки на общественном транспорте Брюсселя компанией STIB-MIVB — 2,1€ (касса и терминал). Если покупать билет у водителя трамвая/автобуса, то 2,5€.
  • Проездной на 24 часа + автобус в аэропорт — 7,5€, 48 часов — 14€ или 72 часа — 18€.  
  • Также можно купить проездной MOBIB на 5 или 10 поездок.

+ Проездной на 10 поездок стоит 14€, то есть 1 поездка = 1,4€, а не 2,1€.

+ Такой проездной могут использовать несколько человек одновременно.

Вначале необходимо купить пластиковую карту, которую будете пополнять. Её стоимость 5€. Продается карта только в KIOSK или BOOTIK, то есть в терминале её не купишь.

Если не планируете надолго задерживаться в Брюсселе, такая карта вряд ли вам подойдёт. 14€ за 10 поездок + 5€ за карту = 19€, 1,9 за поездку — почти так же, как разово оплачивать проезд.

купить билет на метро в Брюсселе

Валидаторы и контролёры

  • Почти на каждой станции метро установлены турникеты. Пройти без билета не получится. Да и на станциях стоят камеры. Не один раз видела, как на остановке в вагон заходил контролёр и шёл напрямую к «зайцу», которого сотрудники метро засекли по камере. Штраф 107€.
  • Помните, приложить билет к валидатору нужно не только на входе, но и на выходе, поэтому не теряйте его.
  • На станциях Gare Centrale и De Brouckère нет турникетов, но есть установленные на стенах валидаторы. Не забудьте пикнуть билет на входе. Вы ж помните, что вам по нему ещё выходить?

Безопасно ли в брюссельской подземке?

Я уже писала выше, что на впечатления влияет район. Со станциями метро то же самое. Брюссель очень интернациональный город. Есть районы, в которых живут беженцы, темнокожие и арабы, там контингент весьма специфический (ИМХО). В таких районах часто грязно и шумно, да и не всегда понятно — в Европе ты или нет. Но называть такие кварталы опасными я бы не стала.

Чаще всего я передвигаюсь по Брюсселе именно на метро. Ни меня, ни моих друзей ни разу не грабили и не обижали. Безусловно, нужно соблюдать меры безопасности, но это относится не только к метро в Брюсселе, а ко всем людным местам где-либо.